Ваш регион определился как: Москва
или
Эксперт направления

Как определить и отразить в “Бухгалтерии 3.0” ликвидационную стоимость основных средств. Большая статья.

≈ 10 мин
Актуально на: 18 Ноябрь 2024
Как определить и отразить в “Бухгалтерии 3.0” ликвидационную стоимость основных средств. Большая статья.

Подробно разбираем главные вопросы про ликвидационную стоимость основных средств по ФСБУ: как правильно ее определить, кто может это сделать, в каких случаях она может быть нулевой и как правильно отразить это в 1С:Бухгалтерии.

Ликвидационная стоимость (ЛС) — обязательный элемент амортизации по ФСБУ. В стандарте не прописаны четкие правила, как определить сумму — это возможный будущий доход компании, значение является оценочным, и потому вызывает немало вопросов. В статье вместе с экспертами assino отвечаем на главные вопросы, как работать со стоимостью ликвидации и отражать ее в 1С:Бухгалтерии 3.0. 

Кто определяет ликвидационную стоимость

Организация может рассчитать ЛС, используя собственные ресурсы:

  1. Бухгалтер может сделать это самостоятельно, не обращаясь за помощью, опираясь на источники, которые описаны в статье выше.
  2. Специалисты предприятия, непосредственно связанные с использованием основных средств: те, кто работает с производственными станками, оборудованием, автомобилями и т.п. Например, руководитель производственного подразделения. Они могут подсказать, за какую цену можно будет сбыть ОС в конце срока использования, можно ли получить доход от реализации запчастей и материалов, потребуются ли дополнительные затраты перед реализацией.
  3. Комиссия. Для определения и проверки ликвидационной суммы организация может собрать и утвердить комиссию. Состав вы определяете самостоятельно — это могут быть технические специалисты, руководители отделов, сотрудники бухгалтерии и т.п. По итогам обсуждения оформляется документальное подтверждение: заключение комиссии, акт, протокол и т.п.
За 1 день автоматизируем бухгалтерский и налоговый учет. Дарим бесплатные часы работы специалистов

Как правильно определить ликвидационную стоимость 

Формула:

Предполагаемая сумма продажи (как основных средств, так и материальных ценностей, которые можно сбыть после разборки или демонтажа) МИНУС предполагаемые затраты на выбытие.

Сумма будущей продажи

В ФСБУ не описаны правила или методики расчета, поэтому предположительный доход определяется примерно. При расчетах можно опираться на следующие источники:

  1. Сайты продаж. Воспользуйтесь открытыми источниками: сервисами объявлений, сайтами с продажей транспорта, специализированными площадками (такие можно найти по запросу в поисковике, например — “купить б/у станок”, “купить б/у кофемашину”). Важно: при поиске объявлений о продаже ищите товары, которые похожи по характеристикам и состоянию на ОС в предполагаемую дату продажи (как указано в п.30 ФСБУ 6/2020). То есть, если на момент выбытия кофемашина проработает 5 лет, то и объявления нужно искать с продажей похожей модели кофемашины со сроком эксплуатации 5 лет. Распечатанные скриншоты с объявлениями можно прилагать как документальное подтверждение определения ЛС в учете.
  2. Профессиональный опыт. Так как ликвидационная стоимость — это оценочное значение, вы можете опираться на собственное мнение и опыт работников. Например, если бухгалтер много лет работает на предприятиях одной отрасли, он может сориентироваться по цене на момент выбытия основного средства на основе своего опыта и профессионального суждения. 
  3. Опыт компании. Если на предприятии часто обновляются ОС одного вида, можно изучить данные об исторических продажах при выбытии. Например, фирма регулярно обновляет автопарк и располагает информацией, по какой цене удалось продать автомобили с разными характеристиками — марка, год выпуска, пробег и т.п. Также эти данные помогут определить, планируются ли расходы, связанные с выбытием, и если да, то в каком размере. 

Не забудьте учесть предположительный доход от продажи деталей и запчастей, которые могут остаться после реализации основных средств. 

Специалисты assino рекомендуют в первую очередь опираться на открытые источники из первого пункта, как на наиболее доказательный вариант, а остальные способы использовать как дополнительный источник информации.

Затраты на выбытие

Иногда при продаже возникают обязательные дополнительные расходы, которые вычитаются из суммы ликвидации:

  • демонтаж;
  • утилизация;
  • разборка на детали и др.

Пример №1: расчет ликвидационной стоимости грузового автомобиля

Компания приобрела автомобиль ГАЗ ГАЗель 3302 с первоначальной стоимостью 2 530 000 рублей. Срок полезного использования — 60 месяцев (возьмем максимальный срок для ОС третьей амортизационной группы). 

Опыт фирмы показывает, что в среднем через 1 год работы на “газели” будет ≈60 000 км пробега. А значит, через 6 лет эта цифра составит ≈300 000 км.

На сайтах продаж в объявлениях о продаже ГАЗ Газели этой же модели с пробегом ≈300 000 км указана цена в среднем 1 075 000 рублей. Значит, эту сумму организация может указать как ликвидационную.

Пример №2 (с затратами на выбытие): расчет ликвидационной стоимости оборудования

Компания приобрела для производства и приняла к учету станок, цена: 4 200 000 рублей. По техпаспорту рекомендуемый срок эксплуатации — 4 года (48 месяцев).

Комиссия, в состав которой включены сотрудники производства, работающие с данным видом станков, постановила, что через 4 года станок можно будет сбыть за 900 000 рублей. Также было установлено, что на демонтаж станка понадобится выделить 50 000 рублей.

Значит, для ежемесячного начисления амортизации станка компания может установить ЛС 850 000 рублей (продаем за 900 000 руб — тратим на демонтаж 50 000 руб). 

Что делать, если в компании нет специалистов, которые могут помочь?

Обратитесь к оценщикам — они помогут определить будущую стоимость по основным средствам. 

Ищете компанию для сопровождения и консультаций по 1С?

Оставьте заявку, чтобы получить аудит ваших бизнес-процессов и наше персональное предложение

В каких случаях ликвидационная стоимость равна 0 рублей

В пункте 31 ФСБУ 6/2020 указано, что ликвидационная стоимость может быть нулевой в трех случаях:

1. Компания точно определила, что после окончания СПИ продажа объекта не принесет поступления денежных средств. Такое возможно, если:

  • ОС и его детали будут в состоянии, непригодном для дальнейшей реализации. И вы уже сейчас понимаете, что их невозможно будет продать — только утилизировать.
  • Расходы, связанные с выбытием или утилизацией ОС, будут превышать предполагаемый доход с продажи, т.е. по бухгалтерскому учету предприятие даже уйдет в “минус”.

2. Сумма, за которую можно будет продать основное средство, несущественна для компании. Критерий существенности фирма определяет самостоятельно в учетной политике. Например, ООО “Мечта” установило, что суммы меньше 50 000 рублей не являются для него существенными. А при определении элементов амортизации основного средства “кофемашина” (ликвидационная стоимость, СПИ и способ начисления) оказалось, что продать ее можно будет не более, чем за 31 200 рублей. В такой ситуации ООО “Мечта” может установить нулевую ЛС. Еще один критерий, на который можно опираться — если сумма реализации ОС меньше 5% от первоначальной стоимости. 

3. Невозможно определить ожидаемую сумму от выбытия ОС.

  • Объект настолько уникален, что у него нет аналогов, по которым можно определить стоимость. Например, если специальное оборудование было собрано на предприятии собственными силами работников.
  • Не существует активного рынка, на котором можно продать объект или по которому можно “прикинуть” цену. Например, устаревшее оборудование, которое исправно проработало много лет, но сейчас уже не актуально для работы.

Тогда начисление амортизации происходит с нулевым значением ЛС.

Как отразить ликвидационную стоимость в 1С

Сумма ликвидации, как и другие элементы амортизации, указывается при первоначальном признании ОС в бухгалтерском учете (п.37 ФСБУ 6/2020). В 1С:Бухгалтерии для этого вводится документ “Принятие к учету ОС”. Поле для ликвидационной стоимости находится во вкладке “Бухгалтерский учет”.

1prinjatie k uchetu 1024x325 - Как определить и отразить в “Бухгалтерии 3.0” ликвидационную стоимость основных средств. Большая статья.

Если стоимость ликвидации равна 0 рублей, можно использовать альтернативный документ учета — “Поступление товаров и услуг” с видом операции “Основные средства”.

2 postuplenie 1024x467 - Как определить и отразить в “Бухгалтерии 3.0” ликвидационную стоимость основных средств. Большая статья.

Эксперты assino напоминают, что бухгалтерский учет не предусматривает формирование проводок с участием ЛС. Это значение необходимо, чтобы в конце срока балансовая стоимость сравнялась с ликвидационной.

Ликвидационная стоимость изменилась: что делать?

Эксперты assino рекомендуют пересматривать этот элемент амортизации в конце каждого года — особенно для ОС, где динамика рынка быстро меняется (пример: транспортные средства). Также необходимость изменить ЛС может возникнуть в связи с изменениями планов фирмы — продлить срок использования некоторых объектов и т.п.

В 1С:Бухгалтерии отразите это с помощью “Изменения элементов амортизации”.

3izemenenija 1024x325 - Как определить и отразить в “Бухгалтерии 3.0” ликвидационную стоимость основных средств. Большая статья.

Изменения, введенные через документ, отражаются только в бухгалтерском учете и начинают действовать со следующего месяца. Сама коррекция ЛС не влияет на расчеты будущих и предыдущих периодов. Но зачастую изменения вносятся сразу по нескольким значениям — например, ликвидационная сумма изменилась, потому что принято решение продлить СПИ, и тогда изменения в совокупности повлияют на следующие начисления амортизации.

Бесплатная консультация эксперта

Артур Нариманов

Артур Нариманов

Ведущий Консультант 1С

    Оцените

    Средняя оценка: 0

    Количество голосов: 0

    Поделитесь с друзьями