Основными целями проекта являлись разработка и внедрение программного обеспечения для комплексного учёта товарооборота для сети АЗС на базе программного продукта 1С для замены текущего программного обеспечения.
Цели
- Внедрение комплексной системы учёта на базе «1С:Управление торговлей 8», функциональное объединение нескольких разрозненных исторических систем Shell в одну
- Реализация возможности быстрой адаптации под изменения Российского законодательства
- Снижение общей стоимости владения IT-инфраструктурой
Бизнес-задачи
- Внедрение учёта НСИ и мастер-данных: учёта номенклатуры и характеристик, контрагентов и соглашений, организации и структуры предприятия
- Создание системы управления ассортиментом продукции, предлагаемой на АЗС
- Внедрение управления закупками: централизованное управление закупками, в том числе с использованием ЭДО
- Учёт продаж по схеме b2b и b2c
- Реализация управления ценообразованием и продажами: возможность централизованного управления политикой ценообразования, при необходимости с детализацией до каждой АЗС, управление программами лояльности и ПРОМО
- Интеграция с кассовым оборудованием на базе Clear Vision
- Интеграция итогового решения с IT-ландшафтом Shell (до 10 глобальных систем: ERP, учет НСИ, учет продаж, автоматизация общепита, accounting и др.)
- Интеграция с государственными контрольными службами: Честный знак, Ветис
Ситуация до внедрения
ООО «Шелл Нефть» — российская дочерняя компания концерна Shell, одной из лидирующих в мире компаний, специализирующихся на производстве и переработке нефтепродуктов. Огромная сеть концерна включает более 250 автозаправочных станций в 30 регионах России с ресторанами Pizza Hut и порядка 35 связанных с ней компаний-ритейлеров. Более 40000 АЗС по всему миру позволяют ежедневно обслужить более 10 млн. потребителей.
Основными причинами принятия решения о необходимости автоматизации являлись:
- Большое количество разрозненных информационных систем на нескольких платформах, покрывающих различные участки учёта
- Невозможность соответствия современным требованиям Российского законодательства и требованиям бизнеса
- Высокая стоимость владения существующими программными продуктами и существующей IT-инфраструктурой
- Необходимость соответствовать современным трендам и бизнес-требованиям в части набора отчётов и оперативности их предоставления руководству
Уникальность и инновационность проекта
Управление проектом
Специалисты assino использовали Best Practices в части управления проектами, совмещая методологии Waterfall и Agile. Гибридный подход позволил выбрать подходящую тактику для каждой фазы проекта, когда на верхнем уровне управления проектом использовался «водопадный метод» (управление бюджетом и границами проекта в части соблюдения сроков), а для управления пулом задач в рамках текущей фазы проекта использовалась методология Agile.
Совмещение гибкого и каскадного способов управления проектом позволило:
- Получать оперативную обратную связь от заказчика
- Проводить быстрые итерации в рамках каждой текущей фазы проекта
- Осуществлять чёткое планирование основных этапов проекта
- Способствовало быстрому реагированию на изменения требований заказчика в ходе выполнения проекта.
Проектная команда
Проект внедрения системы «1С:Управление торговлей» выполнялся при участии нескольких международных команд, среди:
- Безопасность — США, Голландия
- Разработчики POS-систем, Новая Зеландия, Россия
- Вендор EDI\EDM – Россия
- Глобальные архитекторы – Англия
- IT-Support Shell – Индия
- Разработчики ПО для ТСД – Россия
- Специалисты по ведению регламентированного контура – Польша, Россия
Доработка системы
Система «1С:Управление торговлей» была адаптирована под специфику работы Shell:
- Внедрена подсистема управления ценовой политикой во всех АЗС сети с использованием групповых обработок. Управление ценой может происходить на следующих уровнях: Вся сеть АЗС, Регион, формат АЗС, индивидуальная АЗС
- Реализован учёт b2b-продаж с консолидацией данных в единой системе; организован учёт на стороне ритейлеров (35 юридических лиц) и со стороны Shell, внедрена приёмка товаров с использованием ТСД, внедрено отражение документов в регламентированном учёте
- Внедрена двухфакторная аутентификация с использованием механизмов OpenID-Connect, SMS
- Организована возможность оперативного товараучёта по всей сети АЗС с дальнейшей трансляцией изменений в регламентированный контур
- Произведена адаптация складского контура для возможности оперативного проведения инвентаризации без остановки деятельности АЗС
- Разработана группа аналитических и бизнес-отчётов для возможности оперативного принятия управленческих решений. Данные с ККМ, работающих на сети АЗС Shell, отображаются в режиме реального времени
Интеграции
Выполнен целый ряд интеграций «1С:Управление торговлей» с внешними системами:
- Интеграция с ЦРПТ для возможности продажи маркированных товаров (сигареты, текстиль, молочная продукция и, в перспективе, любые другие, на которые будут распространяться требования законодательства к учёту маркированных товаров)
- Интеграция с ФГИС «Меркурий» для возможности продажи продукции, за которой установлен государственный ветеринарный контроль на территории РФ
- Интеграция с POS-системами различных типов:
- Clear Vision: основная система, работающая с кассовым оборудованием
- IIKO – система учёта по АЗС с форматом Pizza Hut
- Интеграция итогового решения с IT-ландшафтом Shell (до 10 глобальных систем) в том числе и с использованием интеграционного решения assino — ATiP
- Проведена адаптация и внедрение ЭДО для оперативного взаимодействия с контрагентами и соответствия требованиям со стороны законодательства
IT-инфраструктура
Для размещения информационной системы Shell были выбраны сервера assino благодаря комплексному подходу к организации IT-инфраструктуры, а также опытным IT-инженерам и 1С-техэкспертам:
- Спроектировали высокопроизводительную, отказоустойчивую серверную инфраструктуру, используя кластеризацию серверов APP и СУБД, для работы платформы 1С:Предприятие со средами dev\test, prod со спецификой бизнес-процессов заказчика
- Внедрили и настроили систему Zabbix для мониторинга и отслеживания статусов серверов и сетевого оборудования и контроля за производительностью IT-инфраструктуры
Работы, выполняемые специалистами assino после ввода системы в промышленную эксплуатацию:
- На регулярной основе проводится оценка динамики роста информационной системы
- Регулярно выдаются рекомендации заказчику по оптимизации структуры хранения данных
- Предоставляются услуги администрирования серверов, обслуживание СУБД и контроль выполнения регламентных заданий
- Осуществляется поддержка пользователей в режиме единого окна через службу заявок assino Hotline, c соблюдением международных стандартов SLA
После пилотного внедрения команда assino совместно с центральной командой Shell масштабировала данное решение на всю сеть АЗС концерна Shell в России из 250 станций.
Архитектура решения и масштаб
Внедренные программные продукты: 1С:Управление торговлей
Масштаб проекта:
- Автоматизировано рабочих мест: 350
- АЗС в сети: 250
- Сотрудников в сети Shell: 4000
Решение представляет собой единую информационную среду, предназначенную для:
- Управляющие АЗС
- Ритейлеры
- Головной офис
- Outsourcing бухгалтерского учёта
- Команда Loyalty management
- Команда CR
- Финансовый департамент
В ходе проекта внедрения автоматизированы 6 участков работы концерна Shell в России:
- Продажи
- Склад и логистика
- Маркировка
- ЭДО с контрагентами
- Управленческий учёт
- Закупки
Результаты проекта
Выполнен успешный переход к единой системе управления торговлей, позволяющий формализовать ведение учёта, снизить административную нагрузку подразделений компании, оптимизировать процессы взаимодействия Бизнеса, Ритейла и Регламентированного учёта. Проект выполнен в соответствии с политикой compliance и корпоративными стандартами Shell с учётом высоких международных требований к безопасности.
- Многократно снизились затраты на ведение бухгалтерского учёта (ввод первичных данных ритейлерами и дальнейшая трансляция данных бизнесу)
- Снизились затраты на предоставление оперативной информации бизнесу (информация консолидируется на стороне HOS\BOS системы и доступна в режиме on-line)
- Возросло качество оперативного учёта (скорость и полнота предоставляемых данных в головной офис, с функционалом анализа этих данных специализированными отчётами бизнес-пользователями)
- Достигнуто снижение административной нагрузки подразделений компании
- Реализованы требования законодательства в части маркировки для продажи табачных и других изделий
- Оптимизированы процессы взаимодействия бизнеса, ритейла и регламентированного учёта;
- Настроена интеграция 1С:Управление торговлей с другими информационными системами IT-ландшафта Shell
- Организована двухфакторная аутентификация с использованием OpenID и SMS-провайдеров
Помимо вышеперечисленного, получена возможность использовать более гибкие и оптимальные настройки промо-акций и программ лояльности клиентов, что в конечном итоге также является источником повышенного дохода бизнеса.